“Никто ни кому ничего не должен”
Фраза пришла из психологии. Эта мысль должна была помочь человеку снять избыточный груз обязанностей во время сеансов, чтобы потом взять на себя посильную ношу. И чтобы переосмыслить ситуацию.
Я такие фразы называю “психологизмы” и иногда пишу про них.
Но мысль ушла в “народ”, потеряв свою важную часть. И, похоже, что вернулась в этом обрезанном виде к некоторым психологам и коучам. Иногда слышу эту мысль и на психологических форумах.
Эта мысль, о “то, что никто не кому..” сбила огромное количество людей. Приходится прорабатывать практически с каждым клиентом. Проблема в том, что возникает конфликт внутренний, и он разрушает человека.
И периодически у разных людей вызывает сомнение о правомерности мысли о том, “что никто никому ничего не должен”.
Из моих комментариев на эту тему в социальных сетях:
“Долженствование связан о с ответственностью, ответственность с необходимостью. Есть такие действия, которые должно делать. Есть разница, когда человек действует из принуждения, когда берет на себя ответственность сам, чувствуется свой долг перед кем-то, чем-то. Это разница между осознанным и неосознанным человеком.
Речь не идет о необоснованном принуждении. Человек – существо, которому нужно объяснять и разъяснять.
Меру долга осознанный человек определяет сам, при необходимости эта мера закрепляется договором.
Часто следование долгу связано с человечностью.
Например, мать должна заботиться о ребенке, хочется ей в данный момент времени что-то делать. Она ответственная за его жизнь, здоровье, развитие.
Долг перед родителями тоже исходит из человечности. Помочь, досмотреть и т.д.
Долг перед учащимися, клиентами. Должна ли владеть темой профессионально? Должна ли я развиваться в профессии, чтобы помочь в их ситуации. Если я понимаю, что мне доверяют, но если я не могу (не хватает знаний), то я должна прекратить работу. Я не должна ее продолжать, не могу и т.д.
Долг перед людьми…. Есть у меня и такой. Это те находки, которые работают и дают эффект в работе с людьми, стоит передать другим людям. Это мое определение ситуации. Здесь у меня нет договора. Но есть внутреннее ощущение, близкое к ощущению долга”.
И с развитием информационной сети таких проблем все больше. Человек получает подтверждение данной мысли и обучается. Часто страдают те, кто обучается быстро и легко.
У нас же большая часть предметов не на понимание, а на запоминание. И это играет очень не хорошую роль в отдельных случаях.
И подобных “психологизмов” множество. А результат их действия плачевный и для личности, и для сообщества. Увы.